Не двигаясь часами, богомол поджидает свою добычу, подняв страшные хватательные ноги, будто монах, молитвенно воздевший к небу руки. За это сходство он и получил своё название. Но стоит присесть рядом беспечной мухе или мелкой бабочке, как хватательные ноги с быстротой молнии выбрасываются вперед и зажимают добычу острыми шипами. И вот уже богомол аккуратно, по кусочку поедает свою жертву.





ИСТОРИЯ ВОИНСКОГО ИСКУССТВА
КУЛАК БОГОМОЛА

Согласно преданию, стиль Тан Лан Цюань - Кулак Богомола - был создан Ван Ланом, жившим в провинции Шаньдун в период распада династии Мин (1368-1644).

Историческая ситуация

К середине правления династии Мин в стране начали развиваться кризисные процессы, и контроль правительства над страной стал ослабевать. Империю сотрясали внутренние и внешние войны, продолжавшиеся до падения династии при последнем императоре, попытки которого предотвратить крушение своего государства лишь усилили недовольство подданных. Во многих районах страны происходили народные выступления, а правительство было не в состоянии подавить восставших с помощью солдат. Численность мятежных сил быстро росла, поскольку люди, потерявшие дома и имущество из-за войн и беспорядков, охотно присоединялись к восставшим с целью выжить. Наконец восставшие организовали два больших отряда, одним из которых руководил Ли Ци Чен, уничтоживший последнего императора династии Мин.

Нашествие маньчжуров

Однако вынудивший императора совершить самоубийство Ли Ци Чен не смог удержаться на троне. Один из военачальников павшей династии Мин вступил в сговор с маньчжурами и ввёл их войска в Китай с целью спасти свою возлюбленную, оказавшуюся в руках соратников Ли Ци Чена, и завладеть троном, опираясь на военную силу наемников. Издавна жаждавшие захватить бескрайние просторы и несметные богатства Поднебесной Империи, маньчжуры прошли по стране с огнем и мечом, как только им был открыт проход через Шанхай, важный военный пост на северной границе Китая. Они разгромили восставших, подавили слабое сопротивление последних наследных принцев свергнутой династии Мин и установили маньчжурскую династию Цин. Порабощенный иноземцами китайский народ, который всегда гордился своей принадлежностью к высококультурной расе Хань, оказывал сильное сопротивление правлению маньчжуров. Жестокость маньчжурских захватчиков и сама мысль о порабощении варварскими племенами были невыносимы для китайцев. Патриотические чувства охватили умы народа Хань. Оплакивающие падение национальной династии Мин и потерю независимости Китая, герои-патриоты развернули активные действия с целью свержения правительства маньчжуров. Маньчжурское правительство, безусловно, знало о подрывной деятельности китайцев. С самого начала своей агрессии и порабощения Китая маньчжуры не прекращали поисков и уничтожения партизанских отрядов и тайных организаций. Создававшие их национальные вожди и борцы за освобождение вынуждены были скрываться от преследования: некоторые из них ушли в горы, став отшельниками, некоторые спасались в монастырях, становились монахами.

Шаолиньский монастырь

Расположенный на горе Шаоши Шаолиньский монастырь стал известным со времён Бодхидхармы, основателя чань-буддизма в Китае, который пришёл туда из Индии во времена династии Лян. В правление династии Сун говорили, что «монахи Шаолиньского монастыря знают [искусство] гунфу». Легенды крепко связали Шаолиньский монастырь с китайским [искусством] гунфу. Поэтому, когда люди говорят о гунфу, они неизбежно вспоминают и о монастыре Шаолинь.

Происхождение стиля Ци Синь Тан Лан (Семизвёздный Богомол) связано с монастырём Шаолинь. Однако нам нет необходимости выяснять, имеет ли монастырь прямую связь с основными приёмами северного и южного направлений. На самом деле, члены тайных обществ во время династии Цин обычно говорили, что они «выпускники Шаолиня», знакомясь с другими участниками сопротивления маньчжурским завоевателям. Эта легенда была принята большинством людей, занимающихся боевыми искусствами. Вот почему даже в наши дни занимающиеся зачастую утверждают, что все стили гунфу возникли в монастыре Шаолинь.

Ван Лан

Существует несколько версий относительно личности Ван Лана. Некоторые источники говорят, что он был даосским монахом, другие - монахом Шаолиньского монастыря. Согласно третьим, Ван Лан был не принявшим монашество учеником Шаолиньского монастыря. Позднее он присоединился к патриотам, цель которых состояла в свержении правительства Цин и возрождении династии Мин.

Говорят, что Ван Лан был уроженцем округа Цзимо провинции Шаньдун. Жил он в период падения династии Мин и нашествия маньчжуров, в период хаоса, жестокости и упадка. Ван Лан был патриотом. Однако он понимал, что враг силен и одной ненависти к нему недостаточно, что необходимо серьезно учиться и овладевать техникой гунфу для того, чтобы вступить в тайные организации и присоединиться к другим патриотам в борьбе за свержение правительства маньчжуров. Эти обстоятельства и привели Ван Лана в Шаолиньский монастырь.

Так как Шаолиньский монастырь был известен благодаря своему боевому искусству, новое маньчжурское правительство с недоверием относилось к его деятельности, подозревая существование связи между монастырём и практикующими гунфу патриотами. Маньчжуры пристально следили за теми, кто был связан с монахами монастыря, а особенно за теми, кто вступал в монастырь в качестве не принявших монашеский постриг послушников для изучения гунфу. Видя, что за ними следят, Ван Лан понял, что ему не удастся осуществить свои планы, и решил покинуть монастырь.

Он бродил по стране, дойдя до гор Эмей, Кунь Лунь, а также по областям Северного Китая. Во время странствий он делал всё возможное, чтобы посетить знаменитых мастеров гунфу, становясь их учеником и другом. Таким образом, он освоил приёмы семнадцати стилей гунфу. Затем он возвратился к себе на родину и обосновался в монастыре около горы Лао.

Настоятелем монастыря Лао Шан оказался старший брат Ван Лана по гунфу. Оставшись в монастыре, Ван Лан часто практиковался с ним, однако вновь и вновь Ван Лан видел, что недостаточно подготовлен для того, чтобы одержать верх над своим старшим братом, не говоря уже о том, чтобы победить маньчжуров. Он решил ещё усерднее заниматься и превзойти в будущем своего старшего брата.

После долгих тренировок он опять потерпел поражение. Причина заключалась в том, что настоятель монастыря также не прекращал ежедневных тренировок. Вот почему снова и снова Ван Лан терпел поражение. Однажды настоятель сказал Ван Лану, что собирается уехать, и попросил его взять на себя обязанности настоятеля на время своего отсутствия. Ван Лан подозревал, что настоятель на самом деле собирается искать мастеров для совершенствования своей техники, и понял, что если ему это удастся, то будет ещё труднее победить настоятеля. Эта мысль отнюдь не была для Ван Лана утешительной.

Богомол ловит цикаду (Тан Лан Бу Чань)

Стояло жаркое лето, цикады пели в кустах. Однажды, как всегда, Ван Лан отправился в лес для занятий гунфу. После упорной тренировки он устал и сел под дерево отдохнуть. Вдруг он услышал над головой странные крики цикады. Он посмотрел вверх и увидел, что богомол с помощью мощных передних лап схватил цикаду. Цикада, будучи в несколько раз больше богомола и имея сильную пару передних лапок и острую пасть, была схвачена богомолом и только жалобно кричала. Ван Лан заинтересовался этой сценой, затем ему стало жаль цикаду, и он сорвал камышинку, которой хотел отогнать богомола. Богомол отпустил добычу и повернулся к палочке. Затем он поднял свои мощные передние лапки, стал размахивать ими, бросая вызов Ван Лану. Увидев такое храброе насекомое, Ван ещё больше увлекся его движениями. Он помахал палочкой, раздражая богомола. Богомол поднял передние лапки для нападения, его движения были настолько быстрыми, свободными и сознательно контролируемыми, что ему удалось наконец завладеть палочкой.

Техника рук богомола

При виде манеры движения богомола Ван Лану пришла в голову блестящая идея. Волновавшие его так долго вопросы техники были внезапно решены не за счёт упорных тренировок, а благодаря маленькому богомолу. Это открытие обрадовало Ван Лана. Он забрал богомола с собой в монастырь, день за днём играл с ним, раздражая насекомое палочкой, и внимательно наблюдал, как маленький богомол манипулирует передними лапками. Тщательно проследив за движениями богомола, он систематизировал их в комплекс приёмов и ввёл его в другие семнадцать систем, которые он знал ранее.

Шаги обезьяны (Юань Хоу Бу)

Приёмы 18 стилей позволили Ван Лану достичь больших успехов в боевом искусстве. Но он чувствовал, что в его технике есть слабое место, а именно - плохая координация приёмов рук и ног. Однажды, гуляя по лесу, Ван Лан увидел гоняющихся друг за другом обезьян. Он подметил, как они стремительно карабкаются и прыгают благодаря свободным движениям задних лап. Тогда Ван Лан решил соединить движения задних лап обезьяны с движением передних лапок богомола. Вернувшись в монастырь, он попробовал сделать это. В итоге ему удалось создать систему, удачно сочетающую движения передних лапок богомола и шагов обезьяны, что и явилось отличительной чертой «северного стиля богомола».

Победа новой техники

Прошло 3 года. Все это время Ван Лан упорно тренировался, используя новые приёмы. После тщательного изучения через постоянные тренировки и усовершенствования он систематизировал приёмы в формулы «12-ти ключевых слов, 8 жёстких и 12 гибких движений» , «8 атакующих точек и 8 неатакующих точек» и т.д.

Наконец, после длительного отсутствия вернулся старший брат. Ван Лан был рад видеть его и передал ему дела управления монастырём. После 3-х лет разлуки им было о чём поговорить. Из разговора Ван Лан понял, что настоятель значительно улучшил свою технику гунфу. Конечно, это было большим соблазном для Ван Лана, который всё это время ждал момента испытать свои новые приёмы и по возможности победить старшего брата. Наконец наступил долгожданный момент.

Оба брата приняли боевые стойки, готовые к первой за три года схватке. К удивлению настоятеля, после нескольких движений Ван Лан неожиданно одержал верх, а спустя несколько схваток он уже полностью держал своего старшего брата под контролем, применяя странные приёмы рук и изумительные перемещения ног.

Настоятель был удивлён не столько из-за того, что потерпел поражение, сколько оттого, что он увидел новые совершенные приёмы, совсем не те, что были у Ван Лана три года назад. Он прекратил поединок, поздравил Ван Лана и спросил у него о приёмах. Хотя Ван Лан и превзошёл настоятеля, он не посмел похвастаться тем, что узнал за прошедшие три года, помня, что ещё многое в технике надо отшлифовать и улучшить. Поэтому он подробно рассказал брату о том, как он наблюдал за богомолом и обезьянами и о том, что он ввёл их движения в свои приёмы.

После этого оба брата стали вместе заниматься, используя достигнутый опыт. Обмен знаниями значительно улучшил их достижения в гунфу.

Развитие и распространение стиля

Созданный Ван Ланом стиль богомола стал быстро развиваться и распространяться с видоизменениями ввиду личных успехов и достижений последователей его создателя.

Так появились стили:

и другие.

Строго говоря, основные движения и их последовательность во всех этих стилях не очень отличаются между собой. Однако каждый из стилей превосходит другие по своим собственным специфическим особенностям технических приемов, применения силы и теории, что делает каждый из стилей богомола уникальным.

Например:

Происхождение названия стиля Семизвёздного Богомола

Существует много легенд об этом стиле, источники которых различны. По мнению автора, название могло произойти просто от поговорки. Вот несколько самых популярных историй о происхождении названия стиля Семизвёздного Богомола.

В самом начале, когда стиль был создан основателем Ван Ланом, или когда он был передан одному из первых последователей, название его было «стиль богомола»: тогда ещё не существовали различные варианты стиля. Однако основоположнику стиля хотелось расширить свои приёмы на несколько стилей. Он приказал своим ученикам отправиться на природу и принести живых богомолов. Затем он дал каждому название стиля в зависимости от числа полосок или пятен на крыльях богомолов. Случилось так, что один из учеников принёс богомола с семью пятнами на спинке в виде семи звёзд, и в результате основоположник дал название «семизвёздный богомол». Другой ученик принёс богомола с пятью пятнами в виде лепестков цветка сливы. Третий ученик принёс богомола без пятен и отсюда название стиля – «богомол без пятен» (позднее было дано название «богомол плоской тарелки»).

Другая история носит политическую окраску. Легенда гласит, что основоположник стиля, не терявший надежды свергнуть маньчжуров и восстановить династию Мин, назвал свой стиль «семизвёздный богомол», подразумевая, что последователи распространят его так далеко и широко, как семь звёзд, что раскинуты по небу, и что все последователи стиля, независимо от того, где они находятся, будут бороться за свержение династии Цин.

Учитель Ли Нам Вин отдаёт предпочтение последнему преданию, но он добавляет, что название могло возникнуть как результат того, что все приёмы рук поддерживаются основной формой шагов, известных как «шаг семи звёзд». Вполне возможно, что последнее объяснение и является правильным.

Последователи стиля богомола после Ван Лана

Последователем первого поколения стиля семизвёздного богомола, унаследовавшим приёмы у основателя Ван Лана, был даосский мастер Txeng Hsiao, который в свою очередь передал приёмы Li San Tsien'у, известному в провинции Шаньдун своей техникой гунфу. Li San Tsien - последователь второго поколения - встретил в районе Fu Shan Ван Ян Сана и взял его в ученики. Позднее Ван Ян Сан, сдав экзамены, получил звание выпускника третьей степени в боевом искусстве. Четвёртым последователем был Fan You Tung, унаследовавший приёмы менее 100 лет назад. Позднее он передал знания Lo Kwang You.

В 1930 году совет директоров атлетической ассоциации Чин-Ву решили попросить сифу Lo Kwang'а отправиться на юг и начать дела в Гонконге. Именно тогда приёмы семизвёздного богомола стали известны в Гонконге.

Сифу Chiu Chi Man - последователь шестого поколения стиля северного богомола, перебрался на юг, осев там и привнеся в стиль «неуловимые» черты южной школы («север на юге»).

Великий мастер Lo Kwang You, известный как один из «четырёх старейшин атлетической ассоциации Чин-Ву», был уважаемым человеком и занимал важный пост в ассоциации. Новость о том, что один из четырёх старейшин приезжает в Гонконг давать тренировки, взбудоражила всех и привлекла много юных поклонников, желающих изучить приёмы Севера. Среди учеников был один, который в то время занимался Тайцзицюань, стилем Орла и Tam Tui, был чрезвычайно рад приезду учителя Lo Kwang You.

В день приезда великого мастера этот ученик (Chiu Chi Man) был полон радости и желания взглянуть на приехавшего. Был и другой человек, также горевший желанием встретиться с великим мастером. Он был инструктором Chiu (в стиле Тайцзицюань) в ассоциации. Именно этот инструктор позднее подбодрил и порекомендовал Chiu Chi Man'у изучать стиль семизвёздного богомола. Позднее Chiu Chi Man передал свои приёмы Ли Кам Вину, с которым познакомит читателя книга, взятая в качестве основы для нижеследующего обзора.

Развитие и распространение стиля в Гонконге

Chiu Chi Man в течение нескольких лет учился у великого мастера Lo Kwang You, помогая ему вести занятия, а иногда проводя тренировки вместо учителя. В 1938 году, когда Гонконг страдал от экономического упадка, отделение Атлантической Ассоциации Чин-Ву было закрыто, однако это не расстроило Chiu Chi Man'a. Он пригласил нескольких «братьев по гунфу», и они организовали Атлантическую Организацию Man Keung, руководителем которой был выбран Chiu Chi Man (первым председателем исполнительного комитета), а великий мастер Lo - главным инструктором.

Вскоре началась война на Тихом океане. Гонконг был оккупирован японскими войсками, ассоциация вынуждена была закрыться. Великий мастер Lo Kwang You вернулся на родину в Шаньдун. Вскоре он умер. Когда известие о смерти учителя достигло Гонконга, сотни его учеников глубоко скорбели об этой утрате.

После войны Гонконг постепенно восстанавливался от разрухи, развивалась экономика. Ученики мастера Lo Kwang You забросили свои тренировки и стали заниматься торговлей. Некоторые из них вели занятия по гунфу ради пропитания. Среди них был Chiu Chi Man, который всё время помнил о своём сифу Lo Kwang You. Он решил сохранить и распространить его стиль. В настоящее время мастер Chiu Chi Man по-прежнему считается самым известным учителем стиля семизвёздного богомола.


Обучение приёмам стиля семизвёздного богомола.

Начинающий сначала должен освоить принципы «пяти внутренних элементов» и «пяти внешних элементов», а также связь между двумя группами.

Пять внутренних элементов
НЭЙ У СИН (пять внутренних форм)

энергия

jing

цзин

дух

shen

шэнь

сила дыхания

qi

ци

сила (мощь)

li

ли

сила
достижений

gong

гун

Все эти условия придут только в результате приобретения «власти (силы) достижения». С другой стороны, «власть достижения» повышается благодаря постоянному соблюдению четырёх вышеуказанных элементов через упорные тренировки.

Пять внешних элементов
ВАЙ У СИН (пять внешних форм)

руки

шоу

глаза

янь

тело

чжэнь

способы применения

фа

работа ног

туй фа

Все части тела должны двигаться в соответствии со «способами применения», как это и требуется в различные моменты. Между пятью внешними и пятью внутренними элементами должна быть гармония. «Способы применения» и «власть достижения» улучшаются одновременно благодаря тренировкам и практике. Новичок освоит приёмы семизвёздного богомола и достигнет высокого уровня совершенства только тогда, когда он успешно выполнит вышеуказанные требования.


Основная цель обучения приёмам семизвёздного богомола - это постижение принципов «три скорости» и «три достижения».

Три скорости - сань куай (три быстроты)

1 Скорость рук:
позволит ученику, будучи в нападении, провести внезапную атаку, будучи в защите - провести быстрые движения и справиться с различными атаками противника.
2 Скорость шагов:
позволит ученику наступать или отступать, как ему это необходимо.
3 Скорость ног (означает движение ногой - пинать):
пинок будет эффективен лишь при скорости. Противник может заметить удар, но у него не будет достаточно времени чтобы избежать его.

Три достижения - сань дао

1 Достижения сердца:
в данном контексте сердце означает ум (рассудок), контролирующий движения тела. Ученик с быстрым умом может контролировать движения рук и ног, легко применяя знакомые приёмы. Для этого он должен пытаться концентрировать свое сознание, как во время тренировок, так и в настоящем поединке с противником.
2 Достижения глаз:
глаза передают сознанию, которое реагирует на увиденное и руководит движениями рук и ног. Ученику следует внимательно следить за движениями противника, чтобы не быть застигнутым врасплох. Он должен быть наблюдательным, видеть слабые места противника, ложное или нет атакующее движение. Ум должен правильно предугадывать, что собирается сделать противник в данный момент. Тогда ученик сможет правильно прореагировать своими руками и ногами, занять удобное положение или находиться на нужном расстоянии от противника.
3 Достижения рук:
глаза передают увиденное, ум принимает решение, вызывающее определённую реакцию рук и ног. Движения конечностей должны быть быстрыми, точными и разнообразными. Быстрое, но не точное движение бесполезно.

Ошибочные движения приводят к неудаче: ученик не достигнет «достижения рук». На практике, если ученик достигнет «трёх скоростей», он может атаковать руками, ногами и победит противника, или может отступить (в свою пользу). Он достигнет хорошей координации между глазами и конечностями, т.к. его рассудок думает быстро и проводит хорошую взаимосвязь. На этой ступени ученику следует действовать осторожно, не делать лишних движений, не наносить неэффективных ударов. Тогда он не поддастся на уловки противника. Он знает о том, что собирается сделать противник и он сам. Он наверняка одержит верх над своим противником.


Психологическая подготовка практикующего «ци синь» (семь звёзд) выражается в формулах, называемых САНЬ ДИН.

Три состояния стабильности

1 Стабильность взгляда.
Практикующий должен фиксировать свой взгляд на противнике. Он должен внимательно следить за малейшими движениями или попытками сделать какие-либо движения.
2 Стабильность ума.
Ум должен быть холодным и спокойным. Он воздерживается от боязни противника. Для него не должно быть сюрпризом неожиданные изменения в технике и тактике противника.
3 Стабильность стоек.
Практикующий принимает устойчивую стойку ещё до взаимодействия с противником, несмотря на всевозможные перемещения противника в сторону, прыжки вверх и вниз. Практикующий удерживает стойку устойчивой. Он не должен второпях делать шаги и прыжки. Даже делая шаг и/или прыжок, он должен сохранять собственное равновесие.


Применение силы в стиле семизвёздного богомола.

Типы силы.

Теоретически существует два вида силы, применяемых человеком. Одна из них – «животная сила» - ли, которой обладает человек никогда не изучавший гунфу. Другая сила «сила умения» - цзинь ли, которая применяется практикующим гунфу. Этот тип силы не может быть виден по внешним признакам напряжения мышц или особого акцентирования движений, но может быть только почувствован при физическом контакте с ним. В применении этот тип силы наиболее разрушителен.

«Животная сила» - это жёсткое напряжение, в то время как «сила умения» есть умелое использование. «Животная сила» передаётся прямо по траектории движения, в отличие от силы «умения», которая эластична и подвижна и по траектории движения может быть изменена по желанию практикующего. «Животная сила» применима в борьбе между агрессивными людьми, когда победитель, несмотря на разгром противника, сам имеет серьёзные повреждения. «Сила умения» схожа с внезапной взрывной энергией, повреждающей врага в неожиданный для него момент без какого-либо вреда самому практикующему. При применении (этой) силы, чем выше скорость, тем больше энергия разрушения.

В качестве примера рассмотрим удар рукой.
При использовании удара «животной силы» по противнику, мы наносим ему только поверхностные повреждения. При применении «силы умения» у противника будет наблюдаться серия внутренних повреждений. При применении «силы умения» она не видна, но чувствуется воспринимающим её. При применении «животной силы» усилия мышц руки легко заметны. Именно поэтому тренировка в стиле семизвёздного богомола направлена на развитие «силы умения».

Практически, сила может быть жёсткой (ян) или гибкой (инь). Жёсткая сила применима для атак и для защиты головы верхним блоком. Гибкая сила - это умелое использование движения с целью контроля энергичных атакующих движений противника. Семизвёздный богомол проповедует использование обоих видов сил, которое зависит от ситуации и должно быть адаптировано к действиям противника.


Тренировка в применении силы.

Имеется три пути тренировки в применении силы.

1 Длинная сила (шоу):
она также известна под названием ян-сила. При нанесении удара с этой силой, кулак сначала находится близко к боку. Удар наносится не только рукой. Сила сначала идёт от задней ноги, которая выпрямляется. Далее сила от выпрямленной ноги передаётся талии и переходит к плечам. От плеч сила передаётся на верхнюю часть руки и затем на предплечье. Аккумулированная сила окончательно проходит на кулак, который ударяет в цель.
2 Средняя сила (цяо):
зарождается в локте, передаётся через предплечье и запястье к кулаку. Из-за короткой траектории движения энергия удара не такая разрушительная, как в случае длинной силы. Но более короткая траектория удара позволяет наносить удар быстро. Футовая сила наиболее часто применяется среди этих трёх рассматриваемых сил.
3 Короткая сила (вань):
Короткая сила известна как «гибкая» сила. Эта сила возникает при напряжении запястья. Когда удар наносится, запястье вращается, в то же время сила напрягается в кулаке. Этот вид силы может быть применён на очень короткой дистанции от противника или даже при контакте с ним. Из-за ограниченной области применения она трудно тренируется и требуется мастерство в применении её.

Техника северного стиля семизвёздного богомола есть комбинация 17 форм, которые использовал Ван Лан при создании стиля.
Техника «семи звёзд» включает следующие методы:

ГОУ

крюк

ЛОУ

зацеп

ЦАЙ

протаскивание

ГУА

верхний блок

ДЯО ЦЗИНЬ

идти вперёд после захвата

БЭН ДА

рубить

ЧЖАНЬ

контакт

НЯНЬ

прилипание

ТЕ

преследование

КАО

уклон

ЧЖУАН ШАНЬ

увёртки

ТЭН НО

подпрыгивание

 

© Зеленов И.А., Нижний Новгород, НОФОО У-ДАО


На главную

Сайт управляется системой uCoz